"Вербное воскресение"
Суть праздника
Праздник посвящен торжественному въезду Христа в древний Иерусалим, внимание этому событию уделяется в четырех Евангелиях. Именно в этот день люди, наконец, признали в Иисусе Мессию и восторженно встретили у ворот города, расстилая на земле ветви пальм и свою одежду. Тогда еврейский народ находился под гнетом римлян и мечтал о спасителе, а Иисус прославился, в частности, тем, что накануне воскресил Лазаря, единственного человека, которого он называл своим другом. Народ Иудеи ждал земного царя, который освободит и возглавит их, приведет к лучшей жизни, поэтому встречал Христа так, как обычно чествуют великих полководцев и властителей, но, в отличии от них, Мессия въехал в древний город не на богатой колеснице, а на молодом ослике, показывая, что он хочет мира, а не войны. Это один из самых трагических праздников в христианстве, так как Иисус символично зашел в город именно в тот день, когда евреи выбирают агнца, которого должны принести в жертву на Пасху. По библейскому преданию, он знал, что этот путь приведет его к распятию, а толпа народа, так радостно встречающая его сейчас, будет потом требовать смерти.
История праздника
Упоминание о дне, в который по церковным обычаям освящали веточки пальм, встречается в III веке, в этот день проводились торжественные шествия и крестные ходы. Неделя ваий (от греческого "ваиа" - пальма) описывается и в римских богослужебных книгах конца VII — начала VIII веков. В Библии Вербному воскресенью предшествует Лазарева суббота, день, когда Христос воскресил умершего четверо суток назад своего знакомого Лазаря, который долго и мучительно болел перед этим. Именно после этого события Иисуса стали принимать как Царя и Бога. Воскрешение Лазаря - символ всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота - это единственная суббота, когда в церкви совершаются воскресное богослужение. На следующий день Мессия торжественно въезжает в Иерусалим на осле, показывая людям, что он не претендует на место земного царя, чего от него так ждали иудеи.